Снимать культовый фильм о психиатрической больнице уже достаточно сложно, но снимать фильм о культе, исповедующемся в реально существующем заведении для сумасшедших, это еще больший вызов. Любой из подъезжающих к Центральному государственному госпиталю (Metropolitan State Hospital) в сельской общине Норвака (Norwalk), немного южнее Лос-Анджелеса, не может не вспомнить фразу, произнесенную сценаристом/режиссером «Порождения ада» (Hellborn) Филом Джонсом (Phil Jones), работавшим вместе с мастером по гриму Брайаном Пеникасом (Brian Penikas)(Джиперс Криперс (Jeepers Creepers)) над этим малобюджетным ужастиком: «Норвак известен двумя вещами: кошачьей едой, производящейся на его территории и психиатрическими заведениями», - язвит главный режиссер новой городской легенды. «По крайней мере, именно так я и говорил». Др. Кловс (Dr. Cloves) (Шон О'Хеген (Shaun O'Hagan)) выкрикивает на ходу вышеупомянутую фразу («Помогите… я не сумасшедший!»), во время того как, спасая жизнь, несется по коридору от фигур оккультистов в белых капюшонах и масках в отлично смонтированных первых кадрах фильма, которые ваш покорный слуга получил шанс увидеть и анонсировать здесь. Фанго (Fango) провел нас в больничный изолятор, использующийся в «Порождениях ада» в качестве камеры одиночного заключения, так как он отлично передает главный настрой картины, с которым Джонс хотел обставить встречу. Фильм оживляет красноглазый демон, названный на постерах к фильму Жнец (Harvester), но настоящее зло в картине живет в окружающих стенах. «У Сэнт-Эндрюса (St. Andrews), или К-10, как мы его прозвали, свой собственных характер», говорит Джонс, «и я хочу быть уверенным, что мы наделили его настоящей индивидуальностью и воспринимали его в соответствии с его сущностью». Даже главный герой, живущий в этой больнице, Джеймс Бишоп (James Bishop) (которого играет новичок Мэтт Стейси (Matt Stasi)),описывает эту крепость, - по сюжету он соблазнился на работу здесь кем-то вроде охранника, - в начале фильма как «нечто большее, чем просто пристанище для душевнобольных; это настоящий город!» Пристанище Жнеца, рогатой твари, поднимающейся из зловещего лабиринта бойлерных, чтобы высасывать души пациентов с одного удара ногтем по их груди, производит соответствующее впечатление. Место действия, где этот Чужак встречается с Персонажем-пролетающим-над-гнездом-кукушки (прим. Переводчика: имеется в виду аналог героя Джека Николсона из одноименного фильма), отлично играет на создание гнетущей обстановки. В отличие от многих режиссеров сходных жанров, Джонс «позволяет комедийным ситуациям возникнуть естественным путем». Если ты создаешь сценарий и пытаешься писать в язвительном или трешевом стиле, и у тебя получается, я очень рад за тебя. Если ты создаешь сценарий и пытаешься писать в стиле собственного чувства юмора, и у тебя получается, я очень рад за тебя. Но я просто расставил сцены так, как они возникали у меня в голове, и позволил им самим найти свое место в фильме». Энергичный молодой ассистент режиссера требует тишины, когда Фанго приближается к этажу одного из отделений больницы. В то время как в отдалении раздается крик Джонса «Снято!», сложно не отметить стерильную атмосферу окружающей нас громады из металла и камня со сплетающимися каскадами переходов, которая годами не принимала ни одного постояльца. Даже съемочную группу взбудоражила новость, что помощник режиссера, который занимался подбором места для съемок обнаружил нечто выдающееся и практически бесплатно, спасибо новому закону, который провел губернатор Калифорнии Грей Дэвис (Gray Davis), позволяющему независимым кинорежиссерам получить возмещение затрат на съемки, проводящихся в государственной собственности. «Несколько ассистентов решили остаться в здании на ночь, раз уж нам разрешили там спать», подает голос Джонс. «Но после двух ночей они заявили, что им придется перебраться оттуда. Они не объяснили, почему конкретно, только сказали, что в этом месте есть что-то, от чего бросает в дрожь, и что больше там они не могут оставаться» «Снято!» снова раздается его крик, и Фанго минует «визитную карточку» здания, место от которого чаще всего замирает сердце: ряд ячеек старых изоляторов с сегментированными окнами, ровно выстроившихся вдоль коридора, через которые люди с замутненным рассудком в отчаянии выглядывали наружу. Дальше внизу находится Камера, в ней запирали худших из худших. Сейчас Джонс занят, руководя одним из последних дней съемок, дает инструкции Джексону (Дэвид Джин Томас (David Jean Thomas)), пациенту, который еще в начале пытается предупредить Бишопа о том, что тот попал в дьявольское логово, из которого никому не выбраться. Съемка начинается, и Бишоп приближается к изможденному Джексону. «Помогите. Расстегните мои ремни», умоляет Джексон, когда Бишоп опрашивает его во время своего обхода. Но Джеймс ничего так и не делает. Ведущий актер подобного жанра, Брюс Пэйн (Bruce Payne) (Чернокнижник 3 (Warlock III)), играющий доктора МакКорта, директора этого ужасающего заведения, отзывает Бишопа, Джексон в это время кричит: «Не оставляй меня здесь, он убьет меня!» Пэйн замечает, что даже он использовал исходящую от этих настоящих изоляторных стен нервную вибрацию, чтобы лучше вжиться в свою роль главврача и директора, который просто не может оставить своих безумных заключенных с криминальным пошлым в живых. «Определенно, возникает очень сильное ощущение, когда работаешь в месте, приближенном к реальным событиям настолько, что чувствуешь это кожей», - говорит актер. «Понимаешь, что другие отделения этого здания все еще функционируют, и волосы дыбом встают. Это задает определенный тон, когда видишь настоящие кровати, привинченные к полу, в голосе появляется профессиональная вкрадчивость. За такое я всего себя отдам. Я знаю, то ДП (прим. перев.: DP - Discovering Pinoys Magazine, журнал «Новое о филлипинцах» - новое американское издание) серьезно здесь копает, потому что это потрясающее место для его освещения в прессе. Я и раньше слышал несколько сплетен о том, что происходило здесь в прошлом, и от всего этого я определенно получил немало впечатлений». Изрядного опыта среди «сумасшествия» набрался и еще кое-кто – мастер по гриму и спецэффектам (FX master) Пеникас, который вдохнул экранную жизнь в наводящего ужас Жнеца. «Еще в процессе конструирования образа, я фактически закончил опись всего, что мы использовали для создания Жнеца», говорит Пеникас, которого мы застали вместе с Джонсом, работающих над тем, чтобы фильм получил максимальное количество наград, не смотря не независимый статус проекта (прим. перев.: независимое кино, выше по тексту). «Это был правильный подход к съемкам, - мы начали с того, что разложили все по полочкам. Мы пытались найти самый простой способ вызвать к жизни этого демона. Я хотел разработать для него голову, у которой был бы современный подвижный вид, и она бы хорошо прилегала к коже, о чем помнил все время, делая массу эскизов, и Филу нравилось все, что я ему показывал. Но я продолжал утверждать, что еще не достиг своей цели; я еще не добился того, чтобы образ сошел с бумаги и захватил меня целиком. Наконец, один из них приковал мое внимание, и мы поняли, что это именно то, что мы в итоге создадим». Даже не смотря на то, что «Порождению ада» представился шанс погрузиться в реальную обстановку и использовать все навыки своей съемочной группы, Пеникасу не потребовался для создания этого, захватывающего дух триллера, настолько большой бюджет, как тот, к которому он привык. «В случай Джипперса Крипперса, у Виктора Салва (Victor Salva) уже были дизайнер-постановщик и иллюстратор, которые к моему появлению уже работали с ним над фильмом, и это создало нам дополнительные трудности. Я имею в виду, что нам нравится наше дело (что-то придумывать, разрабатывать), но только в том случае, если у проекта есть время, чтобы нанять нас задолго до начала съемок, чтобы была возможность поработать над материалом», говорит Пеникас. «Это довольно редкая вещь, когда появляется такой проект, как «Порождение ада» и при этом у нас есть еще пара месяцев перед фактическим началом съемок. Но мы заключили отличный договор о творческой свободе, который всегда сводился к тому, что «если не можешь дать нам денег, дай нам время». Фил был в состоянии сделать это, так что все сработало прекрасно. Наш проект из тех, в которых отсутствие денег или времени не вызывает головной боли». Еще одним ограничивающим фактором стали огромные размеры чудовища, притом, что съемки проходят в реальной клинике для умалишенных. «Когда бюджет ограничен, вы постоянно ходите на цыпочках», рассказывает Пеникас. «Мы наняли «костюмного» актера, Роджера Моррисси (Roger Morrissey) (который среди прочего играл главную роль в фильме «Мумия: принц Египта» (Tale of the Mummy)), рост которого 7 футов 4 дюйма (прибл. 2 м 23 см), который отлично подходит для Жнеца. Даже не смотря на то, что Роджер - профессионал и с ним легко работать, он - гигант. Когда мы надевали на него крылья, 4 фута в длину (прибл. 1 м 22 см), 20 футов в ширину (прибл. 6 м 9 см) в расправленном состоянии, а потолки всего 8 футов высотой, дело принимает довольно комичный оборот. Когда он делал шаг вперед, он сбивал головой или частями костюма плафоны». Сама по себе экипировка Жнеца была в полном ведении Пеникаса, который никогда не использовал в качестве подспорья CGI(прим. перев.: Computer Generated Imagery – Генерируемый компьютером ряд изображений, программа, позволяющая киношникам накладывать спецэффекты или вставлять различных существ в фильм, используя компьютерную анимацию, которая преобразуется до уровня фото реализма (более естественное изображение). CGI чаще всего используется в фильмах жанра хоррор/науч.-фант./фэнтези, и до сих пор вызывает массу споров на тему лучше или хуже стали фильмы с ее изобретением.), никогда не возвращался к основам, чтобы продвинуться вперед, это нанесло бы сильный удар по его прославленным испробованным-и-верным методам. «Нам пришлось намазать ему руки красной краской, потому что мы разрабатывали облик чудовища на основе специального (водолазного) костюма. Так что нам не довелось проходить через затраты на цельный костюм монстра из вспененного латекса. Голову мы сделали из стекловолокна с шейной вставкой и крыльями из вспененного латекса, потом прикрепили на его пальцы когти и добавили немного качественной волосатости на руках. Это изматывающая и грязная работа в кинобизнесе, но конечный результат просто классный», с гордостью комментирует Пеникас. Пеникас находит 18-тидневный съемочный период «Порождения ада» целиком и полностью вдохновляющим опытом, из тех, что дают начало историям, которые он слышал от людей из других мастерских по проектам, которые требовали денег и времени. «Я гораздо охотнее буду заниматься шоу, подобными этому, над которыми вы продолжаете думать даже при непосредственной подготовке или во время самой съемки, не смотря на то, что у вас уже есть четкий план», говорит художник. «Вместе, небольшой съемочной группой, вы стараетесь довести дело до конца и это испытание намного серьезней. На некоторых из тех студий, люди проводят по четыре дня, вылепливая нос или ноготь, который даже никогда в камеру не попадет». Даже в случае «Порождения ада», кое-что из творений мастера по гриму окончит свои дни в вырезанных сценах на неизменных DVD. Два дня съемок спецэффектов закончились тоннами сногсшибательных материалов на пленке, но Джонс в итоге пришел к выводу, что фильму требуется «хичкоковский» подход для второстепенных целей. «Изначально в этом фильме у нас было три крупных убийства, а теперь при компоновке материалов мы пошли на попятную», говорит Джонс. «Когда вы смотрите фильм, вроде Звездного десанта (Starship Troopers) в нем просто обязана быть настоящая резня, а я скорее думал о таких фильмах как Челюсти (Jaws) или Чужой (Alien) где Ридли Скотт (Ridley Scott) возможно и покажет нам Чужого в одной или двух сценах, а дальше даст возможность расти напряжению». Так и в «Порождении ада», по решению Джонса, приостановка активных событий позволит сверхъестественным убийствам развернуться в конце с полной силой. «Лучше дать людям прочувствовать, что собой представляет Сен-Эндрюс, прежде чем мы, развивая сюжет, позволим им узнать, что происходит на самом деле». Джонс перепрыгнул через всю жанровую сетку, начав снимать на 16-тимиллиметровой пленке, такие характерные только-для-видео проекты, как научно-фантастический самородок «Принцесса-воительница» (Princess Warrior) (прим. перев.: к Зене никакого отношения не имеет:), крутой экшн «Причина смерти» (Cause of Death) и арабская фантазия на тему джинов «Пожелай мне удачи» (Wish Me Luck). Все же он настаивает: «Чему я научился, так это тому, что после создания малых проектов снимать фильмы покрупнее («Порождение ада» и экшн «Обратный ход» (Backflash)) гораздо легче. У меня была возможность сфокусироваться не на том, во сколько мне обойдется та или иная идея, а на том, как сделать историю еще интересней, используя полученные ранее навыки. Я, в первую очередь и, прежде всего рассказчик» Только сидя в Бербанкском (Burbank – прим. перев.: г. Бербанк (США, штат Калифорния)) офисе Джонса, где так же расположились его партнеры по компании Паргон филм групп продакшн (Paragon Film Group production прим.перев.: Paragon идеальный бриллиант (весом в 100 карат и более)) Мэтью МакКомбс (Matthew McCombs) и Скотт Редно (Scott Bedno), вы можете прочувствовать страсть, таящуюся за интересом Джонса к фильмам данного жанра. Кто-то поинтересуется, почему у него заняла столько времени дорога от, в основном, блеклых криминальных и фэнтезийных жанров до хорошего хоррора. В связи с этим не вызывает удивления и его уверенность, что заполучить ветерана с 20-летним стажем, Пеникаса, для работы над спец-гримом, было большой удачей. «У меня есть костюм из «Планеты обезьян»(Planet of the Apes), который я хотел вам показать», говорит Джонс насчет своей коллекции манекенов величиной в полный рост. «Я слышал, что у Брайана есть шаблоны для Обезьян и спросил его, сможет ли он сотворить по ним что-нибудь вменяемое для меня, и он ответил, что смог бы это сделать». Рабочие отношения с Пеникасом со временем становятся все крепче, и если Джонс не мог позволить его себе в своих ранних фильмах, то теперь ему везет достаточно сильно, чтобы заполучить его для небольшой работы над жертвами аварии в «Обратном ходе». Этот темный, динамичный, не-только—с-одним-ограблением-банка фильм с Робертом Патриком (Robert Patrick), Дженифер Эспозито (Jennifer Esposito) и Мелиссой Джоан Харт (Melissa Joan Hart) в главных ролях, был выпущен на видео для Америки студией Дайменшн (Dimension) в июле, после того, как прошел за границей. После хорошего приема видео-релиза «Обратного хода» и проявленного интереса Дайменшн и других независимых студий, «Порождение ада» похоже, пойдет обычным дистрибудивным путем. Актерский состав из таких ветеранов жанра, как Пэйн, Тайни Листерера (Tiny Lister) (Тюрьма (Prison)), убедительно сыгравшего санитара МакКорта Смитти, и знойной Трейси Скоджингс (TracyScoggins) (Демонические игрушки (Demonic Toys)) в роли коварной медсестры Хелен, поможет соблазнить фанатов жанра, не меньше, чем свежий подход к составному жанру ужастика-бродилки. «Я не смог бы придумать никакой другой сюжет, действие которого развивалось бы в клинике для душевнобольных, в котором бы присутствовал демон, прячущийся в подвале и насыщающийся жертвами культа», отмечает Джонс. «Как только я получил идею, мне нужно было только понять, каким образом я представлю эту историю в жанре саспенса». МакКомбс и Джонс состряпали сценарий, достаточно сильный, чтобы привлечь Пэйна, который, несмотря на то, что играть ему пришлось доктора с совершенно ужасной репутацией, заинтересовался шансом привнести немного сложности в роль, похожую на прямолинейно плохих парней, которых он играл раньше. «Я знаю, так сказать, зачем меня пригласили на эту вечеринку», смеется Пэйн насчет согласия сыграть роль, идущей вразрез с типажом, к которому привыкли его поклонники, ведь до этих пор он обычно не обманывал их ожиданий. «На самом деле я смогу сделать много предложений, и я надеюсь найти режиссера, который сочтет, что я чего-то стою и выберет из того, что я предложу, то, что он захочет использовать. Фил был во мне заинтересован, и мы сели и завели долгий разговор, после которого у нас образовался настоящий тандем». Как только основа была положена, Джонс использовал личность доктора МакКорта как катализатор развития интриги в фильме. «Мы постоянно говорили об этой роли и по настоящему сблизились благодаря его личности за время съемок», говорит режиссер. «Мы использовали примерно 70% придуманных им идей». «День в общей комнате был, пожалуй, самым продуктивным и захватывающим», говорит Пэйн о сцене, во время которой пациенты с разными степенями проявления заболевания мечутся между МакКортом и Бишопом до тех пор, пока один не встревает в середину их разговора. «Фил хотел, чтобы я проработал эту сцену, и мы пришли к выводу, что было бы здорово, если бы мы смогли обыграть ситуацию таким образом, что на самом деле мы находимся среди них, но в то же время мы как бы похожи на пару голубей, обозревающих город с высоты». «Обходными путями нам удалось сымпровизировать часть диалога», продолжает Пэйн, «что, как я почувствовал, сделало роль более естественной, более человечной. Вы смотрите на всех этих людей, они в агонии, и конечно у вас это вызывает изрядную долю сочувствия. Когда тот парень подошел, чтобы сесть рядом, мне пришло в голову, что неплохо было бы добавить что-то, что выглядело бы несколько жестокой иронией или благотворительностью, и спросил у него: «Привет, ну как ты сегодня?» Пациент смотрит на МакКорта, который с выражением лица, подошедшим бы игроку в покер добавляет: «Хочешь ментоловую конфетку?». После мхатовской паузы, он поддразнивает: «Ох, я глупый, тебе же нельзя сахар»». «Это было просто не правильно», смеется Пэйн. «Если бы такое сказал Джек Хендли (Jack Handey) из «Глубоких размышлений» (Deep Thoughts), вы бы решили, что это очень мило. Но если бы фраза принадлежала Джону Малковичу (John Malkovich) из «Воздушной тюрьмы»(Con Air) вы бы подумали: «Что за больной парень». Но мы хотели поместить ее как раз ровно посередине». Пэйн так и сделал, репетируя абсолютно все свои сцены с новичком Стейси, и похвалил: «Мэтт живительно человечен. Он сейчас в том возрасте, когда ты можешь понять все, что угодно. Часто мы оказываемся вместе в нереальных ситуациях, но бывают моменты, когда вам просто приходится объединиться с кем-то и держаться вместе как семье». Как персона, стоящая у руля «Порождения ада», Пэйн поясняет: «Я посмотрел «Обратный ход» еще до контакта с Филом, потому что хотел знать, с кем буду встречаться, и он предстал передо мной как кто-то, кто определенно любит играть, не раскрывая своих карт. Но, даже не смотря на то, что у него на все есть свой взгляд, он не категоричен и не слишком педантичен, он очень гибок. Гибкость это ключевой момент для всего кинобизнеса. Способность бегать от человека к человеку из разных подразделений, работающих на фильм, и носиться со всеми этими невозможными грудами костюмов, просто слов нет, и именно этого я ищу в режиссерах». Одновременно открытость и серьезный подход Джонса к жанру, обещают сделать «Порождение ада» фильмом, который скорее поможет, чем нанесет вред душам людей, работавших над ним. «Мое участие в проекте было скорее стремлением поникнуть в его психологию», заключает Пэйн. «Вы можете взять тот же сценарий, отдать его трем разным режиссерам и трем разным актерским составам, и закончится это все тремя разными фильмами. Мой инстинкт начинает действовать с того дня или момента, когда у меня появляется желание участвовать в проекте. И я отталкивался от того, что Фил предельно интеллигентен и открыт всем идеям, совершенно очевидно любит актеров и обращается с каждым, как с человеком». Перевод: Venetian Перепечатано со статьи № 219 автора Fangoria. Охраняется авторским правом с 2002 Starlog Group. Этот журнал был приобретен Ангелами Брюса (Bruce's Angels) в магазине Fangoria Store. Никаких нарушений авторского права не подразумевается. Эта статья представлена исключительно для поклонников, у которых нет доступа к данному журналу.
Источник: http://www.brucesangels.com/ |